Данное фото на первый взгляд может показаться какой-то дикой шизофренией, сочетанием несочетаемого, по крайней мере, в глазах тех, кто хоть немного знает историю. Символы, которые на фасаде этого самарского гаража слиты воедино, на протяжении почти всего ХХ века были непримиримо враждебны друг другу – не только в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, но и во время перестройки и первого постсоветского десятилетия, то есть по историческим меркам совсем недавно.
А вот в XXI веке произошёл постепенный сдвиг официальной идеологии в сторону «красно-белого синтеза», идея которого была перехвачена властью у «патриотической оппозиции» 1990-х (как и «укрепление государственности», «возрождение духовности» и прочие ценные идеи). Явление, которое можно назвать приватизацией советского, становилось всё заметнее по мере того, как ухудшались отношения РФ с Западом. Отдельно взятый гараж, раскрашенный его владельцем явно не по приказу сверху, а от чистого сердца, – лишь один из великого множества примеров такого синтеза советской и новой-старой российской символики, который можно встретить повсюду.
Когда речь идёт о соединении явлений не просто различающихся в деталях, но прямо враждебных друг другу по своей сущности, всегда важно понимать, на чьих условиях это соединение происходит, кто в нём доминирует. Если соединяются лёд и пламень, то либо тает лёд, либо затухает пламень.
Так что же означает в идейном смысле эта советская звезда на фоне российского триколора? От символа государства, рождённого рабоче-крестьянской революцией, остаётся лишь идея государства как такового, как одной из составных частей «нашего славного прошлого», одного из звеньев в цепи «исторической преемственности», одного из множества воплощений «тысячелетней российской государственности», наряду с Киевской Русью, Московским царством, Российской империей и современной РФ. Остаётся абстрактный патриотизм, который на практике сводится к лояльности любому начальству, каким бы оно ни было. Первоначальный смысл символа – единство трудящихся людей на всех континентах Земли – при таком сочетании оказывается начисто утраченным, не считывается современным сознанием.
Ещё в начале 2000-х нарисованный на стене серп и молот воспринимался как явный знак оппозиционности, сейчас же главный пропагандист государственного телевидения смело украшает им свою люксовую толстовку. В России этот символ вовсе не обязательно запрещать, как это делают в некоторых странах Восточной Европы – потому что он уже не опасен. Из манифеста отчаянного, дерзновенного, утопического бунта низов против мирового порядка он превращён в артефакт прошлого, используемый для примирения низов с верхами на подконтрольной им территории, а также для того, чтобы лишний раз попугать Запад и привлечь симпатии Востока и Юга.
Значит ли это, что левым следует отказаться от символа, захватанного чуждыми руками? На самом деле, любой символ может быть опошлен и опорочен, и не только его приватизаторами, но и самими его носителями. В мировой истории прошлого века полно примеров, когда правые заимствовали у левых внешнюю оболочку (цвета флагов, эмблемы, праздники, мелодии песен, формы массовых организаций и способы политической борьбы и т.д.), переосмысляя её и наполняя своим, совершенно противоположным, содержанием. Или когда сами левые превращали эту оболочку в пустую формальность, прикрывающую содержание, которое очень сильно отличалось от первоначально заложенного смысла. Или когда в результате распрей внутри левого движения носители одних и тех же символов враждовали друг с другом или даже убивали друг друга, вкладывая в эти символы совершенно разный политический смысл.
Так что дело не в символах самих по себе, а в сути. Смогут ли старые символы когда-нибудь обрести новую жизнь, достойную своего назначения, или же будут заменены новыми, это покажет будущее. Бесполезно сейчас пытаться изобрести какие-то «правильные», «незапятнанные» новые эмблемы – это может сделать лишь сама жизнь, как это и случалось ранее в истории, если, конечно, сочтёт нужным это сделать. В настоящем же важно помнить и объяснять другим (как взрослым, так и подрастающему поколению), в чём состоит подлинный смысл старых символов, не из фетишистских соображений, а для того, чтобы люди могли правильно ориентироваться в окружающем их социальном, политическом и идеологическом пространстве.