Социалистический футуризм

От редакции. Представляем вниманию наших читателей материалы литературной группы «Социалистический футуризм», которая объединяет самодеятельных авторов из г. Набережные Челны. Познакомившись с ними, мы поняли, что наши устремления — развивать независимое от денег и власти искусство, наполненное социальным содержанием — во многом созвучны. Публикуем вводное слово, где товарищи рассказывают о своих взглядах на искусство, и два художественных текста — стихотворение Сергея Шамова и очерк Константина Неверова.

***

Рубеж XX-XXI веков социалистическое искусство встретило безоружным. Не стало исключением и поэтическое слово. Поколение авторов, воспитанное на официозе всеобщего благополучия, во многом утратило политическое чутьё и последние 3-4 десятилетия способно выдать продукт не более, чем на затёртые темы патриотизма, национализма, бытовой суеты и грубой агитпропаганды.

К чему это привело? К тому, что созидатели народного искусства, искусства широких масс, ничего не смогли противопоставить иному искусству – тому, которое, ловко экспериментируя с формами, красками, вырабатывая для своего времени новый язык, между тем нахально двигало в эти самые массы совершенно конкретное содержание – реакционное, буржуазное. А старые творцы, законсервировав формы своего творчества, застыв в них, таким образом, и сами стали реакционны к развитию слова, звука, цвета.

Минувший век наглядно показал, что формальная сторона творчества поистине безгранична. На любое настроение автора находится соответствующая оболочка любопытных, причудливых, а нередко скандальных художественных решений, и иррационализм в этом отношении понятен и вполне приемлем.

Более же последовательной остаётся борьба идей, мировоззрений, различных полюсов, качеств общественного сознания. И проиграть в этой борьбе гораздо хуже, чем проиграть на конкурсе самых красивых фантиков. Сохранению содержания при активном развитии форм его выражения следует такое словесное направление, как социалистический футуризм.

Соцфутуризм вызрел на благодатной почве народного творчества и социалистической культуры с одной стороны, а с другой – богатейших наработок передовых словесных течений начала ХХ века, в том числе футуризма.

Плакат Л.Лисицкого

Плакат Л.Лисицкого

В чём заключена особенность этого направления? Его героем – и одновременно творцом – является человек труда – мыслящий, борющийся, творящий. Во многом соцфутуризм продолжает традиции производственной темы. Но это не всё. Центральный герой двойствен и двуедин: это сам трудящийся с одной стороны, а с другой – производственный объект, объекты труда и его средства. Они вышли из одной колыбели, порождены общими социально-экономическими процессами, потому и в сюжетах связаны неразрывно. Связь эта хотя и родственная, но играет различными контрастами. Трудящийся может кричать о ненависти к объекту и средству своего труда, к условиям своего положения, а может говорить об объекте как о живом человеке, как о близком друге, боевом товарище, и так, что заводу-человеку, городу-человеку начинаешь по-настоящему сочувствовать, сопереживать. Этого эффекта, глубокого одушевления неодушевлённого, удалось достичь Константину Неверову в его очерке «Завод».

Куда движется герой соцфутуризма? Во многом этот персонаж собирательный, обобщённый, но в нём воплощаются конкретные черты, качества честного, сознательного трудящегося: разумность, созидательность, трудолюбие, нравственность. Таким образом, герой воплощается и в каждом читателе, зрителе. Герой обретает бессмертие, он становится продуктом коллективного творчества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA