Детский танец о взрослом мире

В Самаре проходит большое количество конкурсов в области хореографии, но детскому балетмейстерскому творчеству посвящен только один. У детей существует мало возможностей реализоваться творчески. Сложившаяся ситуация отрицательно влияет не только на юных балетмейстеров, но и на танцовщиков детских ансамблей. Конкурсные номера имеют свою специфику в работе педагога и постановщика. Они довольно типичны потому, что основная их цель – продемонстрировать технические возможности учащихся, то есть акцент сделан на соревновательном моменте. Дети не чувствуют себя артистами в полной мере, в том числе, потому что педагог, видя перед собой другие задачи, не раскрывает перед ними настоящее содержание этого понятия.

Поэтому в Самаре в июне этого года была организована творческая лаборатория «Без оглядки» – проект, в ходе которого подростки поставили самостоятельную пластическую работу-размышление о человеке в современном мире. Спектакль состоялся 27 июня в парке Мира. Зрители разных возрастов, пришедшие в парк, стали участниками глубокого по смыслу и эмоционально волнующего разговора (танца) об отчуждении, которое сопровождает человека в разных жизненных ситуациях, и о вечной, неистребимой его тяге к свободе.

Он ощущает своё несоответствие общепризнанным стандартам и стереотипам и пытается это «исправить»; готов покорно терпеть угнетение и сам становится угнетателем, попав на место прежнего господина; жаждет быть любимым всеми и всё равно остаётся одиноким. Он всё время оказывается не самим собой, а кем-то другим, играет роль в не им написанной пьесе, но в итоге всё-таки стряхивает с себя всю шелуху и возвращается к самому себе, к своей первоначальной природе. Всё это было рассказано посредством танца, а после спектакля зрители вместе с участниками и авторами постановки обсуждали увиденное и делились своими мыслями и ощущениями.

Чем особенно ценно это событие? В нём есть то, чего остро не хватает современной системе образования – нацеленности и детей, и кураторов-педагогов на творческий и познавательный процесс, а не результат. В работе не было конкуренции, гонки за звание лауреата, а было искреннее желание работать, поговорить со зрителем о том, что тебя волнует, много труда и преодоления. Здорово, что дети существовали в этой работе не как исполнители чужих идей, а выступили в роли Художников. Не все десять студенток лаборатории, в силу разных обстоятельств, смогли танцевать в спектакле. Некоторые знали об этом в первый день работы над ним. Все они приняли участие в постановке каких-то эпизодов. И это важный момент. Он иллюстрирует, что у детей есть потребность в самостоятельном творчестве. А если им дать возможность действовать, они готовы осознанно отказаться от некоторых так называемых «ситуаций успеха», которые в современной российской педагогике считаются чуть ли не главным мотиватором и критерием хорошей работы.

Первой педагогической задачей было помочь детям поверить в себя, научиться быть искренними, честно ответить себе на вопрос – «Почему я не могу/не хочу выполнить какое-то упражнение?», убрать зажимы и «растанцевать». С другой стороны – поскольку в группе студентов практически никто не работал с современным танцем и свободным движением, которые являются наиболее подходящим средством для подобной постановки – была задача помочь собрать «движенческий словарь». Что особенно интересно – ни одна учебная комбинация, ни одно упражнение из технического класса не были ими переработаны и включены в спектакль. Все движения придумывались участницами как смысловые, ощущенческие, насыщенные значением, без прямого подражания. Сегодня есть хореографы, радеющие за чистую технику, которые критикуют подобный подход, считая его подделкой. Но стоит отметить, что зрители (и мы, как кураторы, видя процесс создания работы изнутри) согласились с тем, что это было красиво и «жизнеспособно как искусство», и нельзя сказать, что лексика, сочиненная детьми, оказалась примитивной по форме.

Процесс постановки не был однородным – нельзя сказать, что с первого до последнего дня педагоги и дети купались в радости творчества и взаимопонимании. Задания «придумать», «брать объект внимания», «действовать» вызывали красноречивое молчание и беспомощные переглядывания. Кураторам приходилось постоянно менять формат работы, «раскачивая» внутренний маятник детей, постоянно повторяя как мантру две вещи – «ищите новое» и «не бойтесь ошибаться». В какой-то момент, когда очередная попытка подтолкнуть детей к созданию авторской лексики выдала более чем скромный результат, возник вопрос: нужно ли самостоятельное творчество им самим? Нет сомнений, что они способны рождать творческий продукт – но хотят ли они этого? И в какой-то момент, у всех детей в разной форме и разных масштабах, срывало предохранители. Они начинали придумывать движения, комбинации, активно вступать в диалог с педагогами, предлагать своё, отказываться, спорить.

Стоит обратить внимание также на то, что группа была разнородной по танцевальному и сценическому опыту. Часть детей занималась в театральной студии Самарского медико-технического лицея. Другие занимались в танцевальных студиях учреждений дополнительного образования. На практике оказалось, что для последних характерна некая зажатость, привычка общаться с людьми «своего» круга, тенденция не идти на контакт с «чужими» (это всё о соперничестве детских коллективов), боязнь придумать и сделать «неправильное» или «некрасивое» движение. Стоит задать вопрос: почему так происходит? Возможно, дело в амбициях педагогов, которые, реализуя личные творческие потребности, забывают о детях и о том, что учитель – это через других, а не через себя. И стоит задуматься над возможностью реформировать традиционную педагогику хореографии, особенно в условиях системы дополнительного образования. Потребность в свободном и осмысленном творчестве у детей есть. Ведь несмотря на жесткий режим лаборатории – летом, в каникулы сбор в 8:30, завтраки и обеды в школьной столовой и несколько мероприятий-«обязаловок» – участники сохранили мотивацию. Родители, зрители, приглашенные в качестве педагогов артисты, режиссёры, хореографы тоже выразили заинтересованность в таком формате, а значит, эту идею стоит развивать и внедрять.

Хочется сказать отдельные слова благодарности зрителям за живой отклик и поддержку, которые показали, что детское творчество в новом формате востребовано и интересно. Творчество, где и артист, и зритель бережно относятся к движению как языку. Это необходимо для того, чтобы танец возвращался на позицию самоценного и интеллектуального искусства и уходил от развлечения, вечернего телешоу и масленичных концертов на площади Куйбышева. Чтобы слово «танцовщик» было всем понятно, а не вызывало возмущение некоторых представителей администрации («У вас там что, кабаре?!»), а «самарский хореограф», без прочих регалий, воспринималось как достойное занятие.

Авторы и кураторы проекта: Екатерина Мокшанкина (театральный педагог, режиссёр), Дарья Досекина (хореограф)

В проекте приняли участие: Елена Боляновская (актриса), Дарья Юдина (режиссёр по пластике, театральный педагог), Анастасия Захарушкина (хореограф), Михаил Ицкович (звукорежиссёр).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA