История СССР глазами рабочего

Рецензия на книгу Г.А. Калиняка «Герой советского времени. История рабочего».

калинякКнига Калиняка занимает особое место в многочисленной литературе, посвященной советской эпохе. Эта особость объясняется личностью автора. Он не был крупным политиком или военным деятелем. Георгий Александрович Калиняк – ленинградский рабочий, прошедший вместе со страной Советов её сложный и героический путь.

Георгий Александрович родился в Гродно в 1910 году. В 1927 году окончил 7 классов средней школы города Витебска. Большую часть своей жизни Калиняк посвятил  заводу «Электросила», на котором работал  с 1929 по 1970 год. Несмотря на серьезные проблемы со зрением, с первых дней Великой Отечественной войны Калиняк вступил добровольцем в 3-ю дивизию народного ополчения, участвует в ожесточенных боях на Невском пяточке, оставаясь  до конца войны в строю 63-й  гвардейской стрелковой дивизии.

Автор не предполагал  публиковать свои воспоминания. Тем интереснее непредвзято взглянуть на мысли простого советского рабочего, который  являлся становым хребтом  Советского государства.

История жизни, мировоззрение Калиняка отражают сложное переплетение сильных и слабых сторон советской действительности. Пожалуй, одним из основных достижений Октябрьской революции стал небывалый рост самосознания и самоуважения пролетариата к самому себе. Октябрь  создал целый социальный слой «мыслящих пролетариев», которые активно размышляли над судьбами страны и творили ее историю. К таким мыслящим пролетариям можно отнести и Георгия Александровича.

18-летним мальчишкой Калиняка попадает в Ленинград, который в 1928 году ещё не окончательно оправился от огромных лишений и разрушений Гражданской войны.  Бездомный, голодный парень в огромном городе – каковы его мысли, мечты? Молодежь в любые времена является барометром, которым вернее и точнее  показывает общественные настроения. У Калиняка есть заветная мечта – стать рабочим большого завода. Сегодня в российском буржуазном обществе  многими это будет воспринято как дикость: «мечтать стать рабочим»! Другое дело – нефтяник, финансист, чиновник, ФСБшник. Так сказать, «столпы» нашего времени: первые – качают, вторые – считают,  третьи – управляют и присваивают, четвертые – охраняют.  Совсем другие ориентиры были у советской молодежи в конце 1920-х – начале 1930-х годов прошлого века. Конечно, этих людей не нужно идеализировать, но именно это поколение вынесло на себе основные тяготы войны и  победило сильнейшую армию Европы. Без  особой нравственной  глубины, идеализма в лучшем смысле этого слова, достичь Победы было невозможно.

Многие страницы книги  Калиняка посвящены  Великой Отечественной  войне. В этих строках нет самолюбования и самовосхваления, следуя неписаной традиции фронтовиков: меньше о себе, больше о живых и погибших товарищах. Калиняк не скрывает своей растерянности, когда «непобедимую» Красную армию начал жестоко бить умный и сильный враг. Пожалуй, это одно из главных противоречий предвоенного времени: интенсивная военная и психологическая подготовка Советского Союза к войне в 1930-е годы – и такое поражение на первом этапе Великой Отечественной войны. Все эти вопросы находят отражение в книге Калиняка, но не будем забывать, что рассматриваемая книга – не научная монография, а глубоко личные переживания мирного человека, который попал на самую жестокую войну в истории человечества. С каждым годом войны, с каждым пройденным километром растет выучка и знания красноармейца Калиняка. Он пишет: «Это вам, фрицы, не сорок первый год, когда мы с пятью патронами и штыками наперевес, с ещё не до конца растерянной верой в пролетарскую солидарность шли на ваши пулеметы и автоматы». В военном пути Калиняка находит символическое выражение героическое возрождение нашей Красной армии: от народного  ополчения с пятью патронами на человека до стальных гвардейских дивизий, марширующих по улицам Кенигсберга, Праги, Будапешта, Берлина.

После войны Георгий Александрович возвращается на родной завод «Электросила». Война – позади, впереди – не менее сложные годы восстановления страны из военной разрухи. Страна нуждается в электричестве, поэтому рабочие с большие энтузиазмом работают в холодных и полуразрушенных цехах по десять часов в день, восстанавливая гидрогенераторы для Днепрогэса, Свири и других ГЭС. Уходя на долгожданный перерыв в курилку, рабочие искренне радуются и обсуждают победу Китайской революции – и это не партийный отчет, а мысли простых работяг. Одним из самых поразительных моментов в книге Калиняка является удивительное чувство сопричастности с революционным движением в самых разных уголках мира. Словно какие-то невидимые нити связывают советского рабочего «Электросилы» и вьетнамского батрака, работающего на рисовых полях.

Свои воспоминания Калиняк писал на протяжении двух десятилетий (1970-1980-е годы), в течение которых он мог наблюдать моральное и политическое разложение партийной номенклатуры. Веяниям времени Калиняк противопоставил закалку 1920-х годов и классовое чутьё. Позволим себе привести большую цитату из рассматриваемой книги:

«Если после Гражданской войны семь миллионов беспризорных ребят – грязных, вшивых, голодных, не имеющих пристанища, бродило по стране, то теперь это сытое стадо в двухсотрублевых джинсах, в рубашках, размалеванных иностранной блевотиной.

В первые годы Революции мы были бедны материально, но были несравнимо богаче духом нынешней молодежи. Эти нынешние деточки очень часто с седьмого класса, а то и раньше бросают школу, живут, не работая, на доходы родителей. Ударяются в фарцовку, в разные спекуляции. Катаются на машинах, купленных папами. Делаются завсегдатаями ресторанов и прочих злачных мест и от духовной пустоты становятся пьяницами и наркоманами. А когда для разгульной жизни не хватает денег, они идут на любые преступления.

Отцы и матери этих молодых паразитов жрут и пьют самое лучшее, одеваются в наимоднейшее. Это для них чуть ли не каждую неделю в журналах печатают, а по телевидению показывают новые моды. Это только такие грабители и толстосумы могут позволить себе так часто менять шикарные одежды.

Она, эта каста, уже не хочет ездить на отечественных машинах. Им подавай «Мерседесы» и «Вольво». Жены и любовницы этой касты отсвечивают золотом и камушками. Эта банда занимает лучшие места в театрах, на курортах, в ресторанах, в гостиницах. Они смотрят на нас, нормальных людей, как на стадо, как на рабов, которые обязаны обеспечить их сладкую жизнь.

Ненавижу всю эту накипь рода человеческого, всю эту банду, присосавшуюся к народу. Ненавижу всех этих гадов, которых в эпоху военного коммунизма уничтожали, потому что и тогда и теперь они не достойны иной участи».

Не избежал Калиняк и «молодого обаяния» фигуры  Горбачева. Видимо, на фоне дряхлых старцев в Политборю Горбачев мог вселять какие-то надежды. Многие люди, как и Калиняк, поверили в прекрасные горбачевские лозунги, за которыми скрывалось стремление номенклатуры сбросить старые истлевшие одежды и стать полноправным классом буржуазных собственников. Это еще один аргумент в пользу идеи о внесении социалистического сознания в рабочий класс, классовое чутьё – это только полдела. Советские рабочие, сталкиваясь с коррупцией и блатом, в которых погрязла советская бюрократия, не смогли найти в себе сил для выработки политического движения, способного предотвратить разрушение Советского Союза. Как писали классики, с того момента, как социализм стал наукой, он требует серьезнейшего теоретического труда. В позднем Советском Союзе таким трудом занимались единицы, которые не смогли изменить общий ход молекулярной контрреволюции, нараставшей с хрущёвских времен.

Калиняк умирал вместе с советской эпохой, которая представляла собой   трагически окончившийся рывок общества в область человеческой мечты. История Советского Союза – это бесценный опыт первой попытки строительства коммунистического общества. Только хорошо изучив все достижения и провалы страны Советов, мы сможем сделать шаг вперед к социализму. Книга Калиняка вносит весомую лепту в это дело.

Максим Лебский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA