Лев Толстой в Самарском Заволжье

fotoАфанасьев И.П. Л.Н. Толстой в Самарском Заволжье. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1984. – 64 с.  [скачать PDF]

Лев Толстой – это не только имя из школьной программы, не только всемирно известный бренд русской классической литературы. Это ещё и человек, который по рождению принадлежал к числу самых богатых и знатных, но добровольно отрёкся от жизни людей своего круга и бросил вызов всему социальному строю, основанному на присвоении чужого труда. Христианин, которого православная церковь предала анафеме. Граф, которого Ленин назвал «первым мужиком в русской литературе».

И действительно, произведения Толстого дают нам возможность посмотреть на реальность дореволюционной России глазами простого мужика, который своим потом и кровью оплачивал «и вальсы Шуберта, и хруст французской булки». Тем более ценно, что автор этих произведений вполне мог бы и не задумываться о цене своего личного благополучия или считать её чем-то само собой разумеющимся, подобно множеству его собратьев по классу, которые потом, когда запылали помещичьи усадьбы, никак не могли понять: «А нас-то за что?». Толстой знал, что есть за что, и, хотя сам не одобрял революции, признавал её закономерной, как расплату.

Но такой Толстой появился не сразу и не вдруг. Для этого нужны были годы жизненных впечатлений, размышлений и, что самое главное, непосредственного общения с тем самым народом, который, хотя и жил вроде бы в той же самой стране, был как будто отделён китайской стеной от «цивилизованного общества». И в этом мучительном процессе переосмысления себя и своего места в жизни очень важную роль для Толстого сыграл Самарский край.

Толстой приехал сюда, в Бузулукский уезд (ныне Алексеевский район) Самарской губернии, «в степь к башкирам», чтобы полечиться кумысом и подышать свежим воздухом. Места ему понравились, впоследствии он приобрёл здесь имение, куда периодически приезжал. Но всё чаще его мучил вопрос: «Зачем? Зачем мне нужны это имение, богатство, слава?». Всё опостылело ему вплоть до мыслей о самоубийстве. Спасли Толстого интерес и внимание к жизни местных крестьян. Глядя на то, как они живут и работают в условиях голода и беспросветной нужды, он понял, насколько дико думать о самоубийстве ему, имеющему всё необходимое.

Общение с молоканами, субботниками и другими «еретиками» сподвигло его создать собственную версию христианства, с отрицанием всех церковных обрядов, частной собственности и государства. Новый смысл жизни Толстой обрёл для себя в том, чтобы жить так, как живут трудящиеся люди. В конце концов, тяготясь своим положением землевладельца, он распродал всё своё хозяйство, а землю сдал по соглашению с крестьянами им в аренду по той цене, которую они сами назначили (готов был и даром отдать, да жена не позволила). Сцена этого крестьянского схода в селе Гавриловка, как и многое из самарских впечатлений и мыслей писателя, вошла в его знаменитый, во многом автобиографический, роман «Воскресение».

Обо всём этом и рассказывается в книге И.П. Афанасьева. Здесь тщательно собраны все факты, связанные с обстоятельствами пребывания Толстого в Самарском Заволжье: о его хозяйственную деятельность, о беседах с местными крестьянами и помощи им во время периодически повторяющегося голода, о том, как влияли впечатления от увиденного на его мировоззрение и творчество. Приводятся письма самого писателя, его родных, друзей и знакомых (в том числе крестьян), статистические данные, воспоминания, материалы полицейского наблюдения за Толстым. Показано, как учение Толстого о «непротивлении злу силой» приходило в противоречие с жизнью по мере того, как обострялись социальные конфликты в деревне. Отдельного внимания заслуживают страницы о молоканах – самой распространённой из самобытных религиозных сект, возникших в народной среде – и о гонениях на них царского правительства.

Несколько слов об авторе книги: Иван Петрович Афанасьев – житель Алексеевского района Самарской области, краевед, журналист, художник и скульптор. По его инициативе были установлены памятные знаки на местах усадеб Толстого, в селе Алексеевка возведён скульптурный комплекс и открыт историко-краеведческий музей.

В последней главе книги Афанасьева рассказывается о переменах, происшедших в Самарском Заволжье спустя сто лет после пребывания там Льва Толстого (книга издана в 1984 году). Теперь уже сама эта глава воспринимается как исторический источник. Несмотря на некоторую наивность, связанную с описанием светлых коммунистических перспектив, данные о социально-экономическом и культурном благоустройстве села и о технологическом уровне сельского хозяйства говорят сами за себя, тем более, что живые свидетели тех времён подтверждают то же самое. И когда сравниваешь эти описания с сегодняшней реальностью Алексеевского района, невольно возникают горькие чувства.

Оросительные сооружения сданы на металлолом. На месте сельской школы – руины. На месте автоматизированного комплекса по уходу за скотом даже руин не осталось, только вмятины в земле напоминают о том, что когда-то здесь существовала некая высокоразвитая цивилизация. Неумолимо и методично, как средневековая пытка, идёт процесс оптимизации бюджетной сферы, лишая жителей села учреждений здравоохранения и культуры. А тот самый музей, который был создан благодаря автору книги Ивану Афанасьеву, с сентября 2015 года закрыт для посетителей: нет средств на капитальный ремонт.

Такое ощущение, как будто время повернулось вспять, ко временам Льва Николаевича Толстого, когда деревня была отсталой и убогой. Так же, как и тогда, на селе благоденствует только узкая прослойка из местного начальства, жуликов и спекулянтов, поднявшихся на грабеже общественной собственности в годы приватизации. Но если в XIX веке деревня страдала от перенаселённости и малоземелья, то сейчас рабочие руки на селе не нужны: новым хозяевам жизни в заволжских степях, в зоне рискованного земледелия, невыгодно вкладываться в сельское хозяйство. В некогда многолюдных сёлах осталось не более нескольких сотен человек, и связано это не с техническим прогрессом, а, наоборот, с регрессом: без тракторов и комбайнов, без поливных машин и удобрений ведение самостоятельного хозяйства превращается в такую же каторжную самоэксплуатацию, как и для крестьян XIX века. Поэтому люди массово переезжают в города, деревня вымирает. Зато на фоне всего этого запустения и разрухи с пафосом проводятся «Степные скачки на приз графа Толстого».

Нет, наследие Льва Толстого не принадлежит тем, кого в его времена называли «мироедами»! Его наследие – это часть великой многовековой традиции бунта и сопротивления несправедливости, той традиции, которая нам ещё не раз пригодится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA