«Будьте как маяк!»

«Шагаем за Маяковским» – поэтический спектакль молодого самарского театрального коллектив DragLAB. Весь текст спектакля состоит из стихов, но это действительно именно спектакль, а не просто литературно-музыкальная композиция. Тут есть действие – да ещё какое, его нерв захватывает с первых минут и не отпускает до самого финала. И действующие лица тоже есть – каждый из актёров (в том числе девушки) воплощает какую-то одну из граней личности Маяковского.

Этот поистине новаторский приём в ином случае мог бы показаться чисто формальным средством превращения моноспектакля в спектакль, но здесь смотрится абсолютно естественно и необходимо. Во-первых, потому, что пропустить через себя и передать зрителям такой накал эмоций одному человеку в течение часа с лишним было бы, пожалуй, невозможно. Во-вторых, благодаря тонкой работе режиссёра, который превратил монолог поэта в диалог и тем самым заставил по-новому взглянуть на его творчество: ведь и вправду, при всей цельности личности Маяковского, в его поэзии столько оттенков и интонаций, что отдельные строчки запросто могут быть вложены в уста разных людей – которые, тем не менее, все вместе составляют неразрывное единство. В-третьих, благодаря потрясающе искренней игре каждого актёра ни одна строка не звучит как проходная, каждое слово произнесено и сыграно от всего сердца. Выбранная режиссёром форма подачи материала предъявляет очень высокие требования именно к каждому исполнителю: здесь не может быть «главных» и «второстепенных» ролей, достаточно было кому-то одному выпадать из общего ряда, сыграть ниже общего уровня, и целостный образ поэта был бы разрушен. Но можно с уверенностью сказать, что этого не случалось, и, хотя хронометраж и величина смысловой нагрузки у разных актёров различались, все они в равной степени были на высоте по глубине проникновения в образ и передачи смысла.

Это самое главное вдохновляющее впечатление от спектакля: что представители молодого поколения, родившееся уже в XXI веке, не только читают Маяковского, но и любят его, и сопереживают ему, и чувствуют его как творца и как человека, и способны передать свою любовь и своё понимание другим так, что возникает эффект резонанса. Давно знакомые с детства или с юности строчки, произнесённые – нет, не просто произнесённые, сыгранные! – со сцены, как будто открываются заново, играют новыми красками и звучат с новой силой, в частности, за счёт удачного сочетания с музыкой; особенно это касается тех моментов, где стихи исполняются хором.

Спектакль приурочен к 130-летию поэта, которое отмечается в этом году, но дело, конечно, не в очередной круглой дате самой по себе (сам Маяковский призывал: «Не юбилейте!»), а в том, что, хотя с момента его рождения прошло уже столько лет, его стихи и его личность находят отклик в сердцах молодых людей из совсем другой исторической эпохи и вдохновляют их на собственное творчество. В чём тут секрет? Наверное, в том, что Маяковский сам по себе – поэт молодости. Но вовсе не в том облегчённом виде, в каком иногда трактуется понятие «молодёжный автор» (как противоположность «взрослому», более серьёзному или более высокохудожественному). Он поэт молодости как поры, когда человек, вступая во взрослый мир, смотрит на него ещё со стороны, будучи готовым пересмотреть его весь до основания, если потребуется; когда ещё не привык ко всей этой обывательской мудрости вроде «Плетью обуха не перешибёшь», «Стерпится – слюбится» и так далее, которую так ненавидел Маяковский. Когда всё впервые, когда и надежды, и разочарования – исполинских масштабов… Он был поэтом молодости не потому, что «писал для молодёжи», а потому, что сам был молодым в душе и в своей поэзии, заклиная даже накануне своего ухода из жизни: «Надеюсь, верую, вовеки не придёт ко мне позорное благоразумье».

Но, думается, секрет притягательности Маяковского не только в этом, а ещё и в том, что в его случае личность и творчество слиты воедино. Конечно, в какой-то мере это можно сказать о каждом поэте, и всё же Маяковский стоит особняком по своей предельной, выворачивающей душу наизнанку откровенности. «Сплошное сердце», как сказал он о себе. Его строки невозможно просто заучить и «читать с выражением», не пропуская через себя всего того комплекса чувств, который в них выражается. Это такое творчество, в котором мощным потоком бьёт сама жизнь. В эпоху стремительной стандартизации (готовые смайлики для любых эмоций, на любой вкус!) и обеднения как самих чувств, так и способов их выражения в искусстве (нейросеть сочинит вам стихи и музыку в любом стиле!) поэзия Маяковского – это глоток подлинности в мире суррогатов. И радостно, что есть люди, которые это ценят и чувствуют.

Перед режиссёром спектакля стояла непростая задача – подобрать из всего огромного поэтического наследия Владимира Владимировича такие фрагменты, которые монтировались бы в целостное высказывание, при этом раскрывая разные темы его творчества и укладываясь в определённый хронометраж. И в целом эта задача решена блестяще. «Склейки» между разными стихами иногда настолько органичны, что даже не замечаешь, как одно произведение переходит в другое; иногда намеренно контрастны, так, что оттеняют каждый из совмещённых таким образом фрагментов – и при этом не менее органичны. Из стихов выбраны «самые-самые»: какие-то из них знакомы всем, кто помнит школьную программу по литературе, какие-то — чуть менее чем всем, но, в любом случае, все они инсценированы так, что звучат с колоссальной силой, будь то строки о любви, о революции, об упавшей лошади или о противоборстве с богом. Пожалуй, единственная из важных граней таланта Маяковского, которой не нашлось отражения в спектакле, – это сатира. Думается, можно было бы пожертвовать частью лирических строк (они, конечно, все хороши, но в целом их явно больше, чем текстов по другим темам) ради того, чтобы показать и эту сторону, не менее актуальную, чем другие.

Как уже говорилось, спектакль держит в напряжении от первой до последней минуты, заставляя вместе с актёрами переживать всю гамму самых разнообразных чувств поэта. Не один и не два раза по ходу действия происходящее на сцене было настолько эмоционально захватывающим, что зрительный зал откликался аплодисментами. Ну и, конечно, в любом спектакле важно не только удержать за собой внимание и сопереживание зрителей на протяжении всего действия, но и поставить запоминающуюся точку в конце, ибо, как известно, «запоминается всегда последняя фраза». Здесь это получилось более чем на сто процентов. Не хочется спойлерить для тех, кому ещё предстоит увидеть эту постановку, но скажем, что финал был сделан мастерски, неожиданно, с прекрасным пониманием самой сердцевины творчества поэта и трогательно до самой глубины души.

После такого ничего не остаётся, как сказать огромнейшее спасибо всем творцам этого замечательного спектакля. Спасибо за искренность, за отзывчивость, за творческую смелость, за верность принципу «светить всегда, светить везде», невзирая на обстоятельства. И за то, что дарите надежду на лучшее будущее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA