8 октября 2020 года ушёл из жизни в возрасте 83 лет легендарный самарский художник-монументалист Вячеслав Герасимов. Титул Заслуженного художника РФ и даже попадание во всемирную энциклопедию «Художники мира всех времён и народов» – всё это важные, но не самые главные штрихи к его портрету. Главное – это то, что его работы стали неотъемлемой частью облика нашего города. Невозможно уже представить «космическую столицу России» без его мозаик на здании Аэрокосмического университета и на станции метро «Гагаринская».
Невозможно представить Самарскую филармонию без его витражей, наполняющих этот культурный очаг ощущением праздника, чуда от соприкосновения с искусством.
И, конечно, невозможно не вспомнить о его знаменитом панно у Дома профсоюзов, которое заслуженно признано объектом культурного наследия – это выдающийся артефакт советской эпохи, который в сжатом виде передаёт весь её смысл и пафос.
Современное состояние этой мозаики весьма красноречиво и с оттенком горькой иронии сопоставляет ту, ушедшую, эпоху с нашей современностью. Впрочем, некоторые из работ Вячеслава Герасимова постигла и более худшая судьба:
«В 1973-м в ДК Тимашевской птицефабрики была сделана красивая роспись по левкасу на театральную тему. В ней ярко и полно воплотились художественные и образные приемы того времени. Поэтизируя действительность, наполняя ее персонажами классического и фольклорного искусства, образами прошлого и настоящего, Герасимов следовал своему кумиру в монументальном искусстве – мексиканскому художнику Диего Ривере.
После 1991 года замечательную роспись размером 6 х 9,5 м уничтожили. Знатоки знают, что сегодня квадратный метр художественной фигуративной росписи на стене стоит от ста тысяч рублей, но знатоков, ценителей очень мало, и, наверное, поэтому уничтожители варварски распоряжаются нашим отечественным наследием».
Сам Герасимов в интервью вспоминал об этой росписи:
«Я приехал туда с фотографом, чтобы сфотографировать её, а там вместо «Театра» запечатлены бабы, которые кур пасут… Замазали мою роспись. Говорят, новый директор так распорядился. А жаль: красивая роспись была. Я там даже пляшущих девчонок нарисовал с портретным сходством — позировали тимашевские девчата. Нет уже моих росписей и на самарском Доме молодёжи – сломали его вместе с моими работами…».
История, к сожалению, весьма типичная и для отдельно взятой Самары, и для всего постсоветского пространства. И дело не в том, что «мало знатоков», а в том, что цена произведения – вещь субъективная, зависящая от исторических и социальных условий. «После 1991 года» советские мозаики перестали цениться, потому что они советские, зато за любую мазню, шедшую под маркой «современного искусства», новые хозяева жизни были готовы выкладывать миллионы у.е. Сейчас опять возникла мода на советское искусство – не потому, что вдруг вспомнили о его художественных достоинствах (зачастую в категорию «хорошо продаваемого» попадают и самые бездарные работы официозных живописцев вроде Александра Герасимова), а потому, что это – «прикольно», это «стильное ретро», китч, несущий в себе элемент вызова, провокации, непохожести на нынешние тренды. Но уничтоженным мозаикам это уже не поможет.
Судя по его интервью, Герасимов – человек своего времени, шестидесятник с фигой в кармане, а вовсе не коммунистический художник, несмотря на любовь к творчеству Диего Риверы и вполне «правоверную» тематику своих работ советского периода (а может быть, эта фига уже задним числом придумана, кто знает). Тем не менее, он признаёт: «Сейчас в России вообще нет монументального искусства». Кончилось монументальное искусство вместе с Советской властью, и некому теперь показывать фигу в кармане.
История уничтоженного Дома Молодёжи на Аэродромной, 13 в этом смысле тоже показательна: был такой оазис яркого западного несоветского мира в унылом совке, который существовал благодаря этому унылому совку и прекратил своё существование вместе с ним. На фото Дома Молодёжи, слева на заднем плане, можно увидеть ту самую роспись Герасимова.