Труп в пруду вместо Рыбки: о чём не сказал Навальный

Интернет вот уже неделю шумит по поводу очередного расследования Навального: оказывается, вице-премьер Приходько в августе 2016 года отдыхал на яхте олигарха Дерипаски в компании девушки сомнительного поведения по прозвищу Рыбка. В соцсетях – вал эмоций, остроумных комментариев, карикатур и праведного гнева. Но за этой шумихой в тени обсуждения остаются гораздо более важные вещи.

На третьем десятке лет капиталистического «развития» (точнее, деградации) удивляться или возмущаться тому, что олигархи тесно дружат с высокопоставленными чиновниками и не склонны к пуританскому образу жизни – в лучшем случае, непростительная наивность, а в худшем – расчётливое лицемерие. В мире, где всё продаётся и покупается, коррупция и проституция являются такими же закономерными явлениями, как коллекторские агентства, «чёрное риэлторство», рэкет и прочие прелести рыночной экономики.

Навальный в своём разоблачительном видеоролике призывает, с глазами навыкате, бороться за «прекрасную Россию будущего», в которой не будет «такого позора и мерзости». Но капиталистическая Россия может быть только такой, с позором и с мерзостью. Никакого иного, «правильного» капитализма в ассортименте нет и не может быть – ни в «этой стране», ни на благословенном Западе. В США, например, коррупция имеет вполне узаконенный характер в виде лоббизма, да и индустрия эскорт-услуг и тренингов по пикапу, о которой с брезгливостью говорят Навальный и либеральные комментаторы его ролика, тоже импортирована нами оттуда, из самого что ни на есть передового капиталистического общества. Тем, кто возмущается непотребным поведением «хозяев жизни», но не ставит под сомнение капитализм как таковой, следует вспомнить о народной мудрости: любишь кататься – люби и саночки возить, а снявши голову, по волосам не плачут.

Всем ведь более-менее известно, как происходило становление нынешней правящей элиты и формирование крупных капиталов в эпоху «святых девяностых», откуда родом и Дерипаска, и Приходько. Известно о циничном разграблении общественной собственности и о расстреле парламента из танков ради скорейшей приватизации самых лакомых кусков экономики. О криминальных войнах – в частности, «алюминиевых войнах», по итогам которых тот же Дерипаска стал «алюминиевым королём» России. О городах, сёлах и целых регионах, «не вписавшихся в рынок» и брошенных в социальную пропасть, и о миллионах человеческих судеб, которые были искалечены ради сверхприбылей кучки паразитов. На фоне этого, действительно феноменального, позора и мерзости в масштабах всей страны история с Рыбкой – просто невинная детская шалость. Если нам предлагают обсуждать эту шалость, не обсуждая явление олигархии как таковой и пути реальной (а не декларативной, вроде «разоблачения жуликов и воров») борьбы с ней – значит, мы имеем дело с манипуляцией, которая по факту направлена на сохранение основ системы, а не на их подрыв. Причём есть основания полагать, что очередное разоблачительное видео Навального – не более чем козырь в конкурентной борьбе одних олигархов против других.

И если уж речь зашла о Дерипаске, то намного полезнее для понимания сущности современного политико-экономического устройства было бы внимательно прочитать текст приписываемого ему интервью 2006 года. Разумеется, пресс-служба олигарха объявила интервью фальшивым, но, как бы то ни было, оно достаточно точно отображает реальность. Там говорится о том, что президент России – это наёмный топ-менеджер, которого нанимает узкий круг крупнейших бизнесменов, сформировавшийся ещё при Ельцине, и это нормально, ведь ни в одной западной стране бизнес не может пойти на такой риск, как «произвольное назначение менеджеров» по воле народа. Выборы существуют исключительно для придания легитимности существующему порядку, для того, чтобы у граждан, заходящих в кабинки и ставящих галочки в бюллетене, возникало чувство, что они что-то решают в судьбе государства. А «материальное стимулирование» со стороны крупного бизнеса тех чиновников, которые действуют в интересах этого бизнеса – опять-таки нормальная практика во всех «цивилизованных странах», и к коррупции не имеет никакого отношения: коррупция – это только когда чиновник берёт сам, сколько хочет и у кого хочет.

В общем, всё согласно правилу: «кто девушку ужинает, тот её и танцует». Напрашивающаяся параллель между коррупцией и проституцией вполне закономерна, ведь и в том, и в другом случае спрос на определённого рода услуги (будь то интим или государственное покровительство) со стороны обладателей больших денег рождает предложение этих услуг – всё в строгом соответствии с законами рыночной экономики. Первична экономическая власть олигархии, а не коррумпированность чиновников, на которую хочет «перевести стрелки» Навальный в своих разоблачениях «жуликов и воров». Именно эта экономическая власть является основой существующего политического режима, и, не затрагивая её, невозможно решить ни одну из самых насущных общественных проблем.

Подобный вывод не обещает лёгкого пути для тех, кто всё-таки всерьёз хочет эти проблемы решать. Никакие обличения не убедят волка стать вегетарианцем, а за своё «священное» право вести хищнический образ жизни он будет держаться клыками и когтями. В том же интервью, о котором шла речь выше, довольно откровенно описана расправа структур Дерипаски над профсоюзным лидером Ачинского глинозёмного комбината Юрием Смоленцевым, боровшимся за возвращение долгов по зарплате и признание незаконной приватизации предприятия компанией «РУСАЛ» (история вполне реальная, вне зависимости от степени подлинности самого интервью). Фрагмент о судьбе Юрия Смоленцева стоит привести, чтобы понять, с кем мы имеем дело в лице Дерипаски и прочих представителей «социально ответственного бизнеса»:

«…Пошёл купаться на пруд, а сердечко от стресса не выдержало – утонул. Вышло смешно. Труп нашли. Собрался профсоюзный актив – крики, почему у трупа вся голова и шея сзади якобы сплошной кровоподтёк, ногти на руках сорваны – вроде бы пытали и убили его. Работал судмедэксперт, я сам просил Владимира Васильевича Устинова, генпрокурора, проконтролировать… Результат очень профессиональным получился, его донесли до публики. Человек плыл, пруд довольно большой, метров сорок. Глубина метра два. Ветер дул, волна большая. Сердце не выдержало у профсоюзника. Он задыхался, но ещё карабкался по берегу, ногти срывал. А когда обессилел – его волной било о прибрежный камень, головой и затылком. Отсюда гематома на трупе, а не от бандитских пыток. Всякие общественники шумели, обвиняли нас, три раза уголовное дело возбуждали – результат тот же… Теперь нет у нас проблем в Ачинске. Комбинат наш. Журналисты и профсоюзники переехали в другие города, посбежали. Так что не стоит доводить дело до массовых беспорядков, нужно действовать с упреждением. Профессионально работать надо».

Об этом и других подобных случаях не снимет разоблачительных роликов Навальный, и обсуждать эти истории намного менее приятно, чем изощряться в зубоскальстве по поводу похождений Насти Рыбки. Но необходимо ясно представлять себе, какими методами крупный капитал устанавливал свою власть и к каким методам он при необходимости прибегнет в случае возникновения реальной угрозы этой власти. Если учесть это обстоятельство, становится ясно, насколько смешна надежда на то, что некий герой на белом коне, какова бы ни была его фамилия, сможет, во-первых, волшебным образом стать президентом, а, во-вторых, столь же волшебным образом укротить хищников вроде Дерипаски и заставить их поделиться (хотя бы поделиться!) своими прибылями с народом. Причём надежда эта не только смешна, но и вредна: опыт показывает, насколько уязвимо любое низовое движение, которое держится на одном или нескольких лидерах – как в масштабе отдельно взятого профсоюза или инициативной группы, так и, тем более, в масштабе всей страны.

Отсюда, разумеется, не следует, что нужно сложить лапки и ничего не делать. Но самое первое, что необходимо сделать – это видеть реальность такой, какая она есть, во всей её неприглядности, и не позволять обманывать себя простыми с виду, но ложными по своей сущности решениями. Нет, путь будет долгим, трудным и мучительным. Придётся перестать надеяться на официальные партии, каждая из которых играет отведённую ей роль в политическом цирке, на «говорящих голов» и самозваных вождей. Придётся думать своей головой, самим искать решения и самим брать за них ответственность. Но чем больше людей поймут неизбежность этого пути и чем скорее это произойдёт, тем лучше будет для них самих и для страны в целом.

Михаил Волчков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA